Большинство предпринимателей, владеющих крупным и не очень бизнесом прекрасно осведомлены о бесчисленных преимуществах, которыми обладает получение государственного заказа. Огромные суммы таких сделок способны обеспечить стабильное положение компании на рынке не на один год.
Но ни одна настолько крупная и желанная цель, как получение госзаказа, не может обойтись бед подводных камней, порожденных бюрократическим, в силу положений действующего законодательства, или чисто человеческим фактором, в силу недобросовестных конкурентных действий отдельных участников торгов или их устроителей.
Естественный, бюрократический фактор, проявляется в том, что участие в торгах требует от компаний-поставщиков обширного пакета документов, но самой большой проблемой может стать получение поручительства от банка, так как закон требует от поставщиков полного обеспечения сделки. Подводный камень в качестве обеспечения сделки могут использоваться внутренние активы компании, но неудобства их привлечения состоит в том, что необходимая сумма будет полностью заморожена на счете вплоть до выполнения всех условий по контракту и получение прибыли за счет обращения этой части капитала станет невозможным. Поэтому, предоставить залоговую сумму за счет собственных средств компании могут себе позволить только очень крупные поставщики. В случае же поручительства банка, гарантом выполнения условий сделки служит поручившаяся финансовая организация.
В свою очередь, человеческий фактор проявляется в основном в виде не легитимных действий заказчика, мешающих прозрачному проведению торгов и призванных обеспечить получение заказа выгодным для него поставщиком. Среди таких действий возможно искусственное завышение стоимости конкурсной документации, физического ограничения количества участников торгов, вроде потерянных документов или неоформленных пропусков, несвоевременная публикация документов, заблаговременное указание определенной торговой марки в конкурсной документации и запросы на получение дополнительных документов, не предусмотренных законом. Широко распространено также составление конкурсных требований под конкретного производителя. Для того, чтобы вывести из игры конкурентов в конкурсной документации могут указываться требования, невыполнимые для всех участников торгов, кроме тех, с которыми существует предварительная договоренность.
С уважением, Андрей Якутов.
Читайте по теме:
Чем отличаются госзакупки от коммерческих закупок